Российско-украинские отношения, и без того непростые на фоне ожидающегося соглашения об ассоциации Украины с ЕС, вновь омрачились заявлением «Газпрома» о наличии у «Нафтогаза» долга за поставленный газ в размере 882 млн долларов. Российский газовый гигант намерен перевести поставки на условия предоплаты, как прописано в заключенном ранее контракте.
«Газпром» уже достаточно долго терпел, долго пытался добиться от Украины выплаты долгов по оплате», — заявил во вторник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Есть же сроки по оплате. «Газпром» как компания, безусловно, может проявлять гибкость и демонстрировал эту гибкость, но эта гибкость не может быть безграничной», — добавил он.
Отметим, что газовая проблема между «бывшими друзьями» обострилась ровно за месяц до подписания (29 ноября 2013 года) соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Другие накопившиеся проблемы — вроде таможенной и кондитерской — пока отошли на второй план. В этом году в украинские газохранилища закачан минимальный объем газа за всю историю.
Первым бросил во вторник «пробный камень» глава «Газпрома» Алексей Миллер, который обвинил «Нафтогаз» в невыполнении условий контракта. По его словам, «Газпром» терпел, терпел, идя на постоянные уступки украинской стороне, но теперь его «терпелка» лопнула. Какие реальные шаги предпримет российская компания – большой вопрос, ведь на данный момент транзит газа по территории Украины уже оплачен вперед до января 2015 года.
Напомним, что средняя цена российского газа для Украины в сентябре 2013 года выросла на 13,5 доллара — до 407 долларов за тысячу кубометров. На конец сентября коммунальные предприятия теплоэнергетики Украины накопили 2,2 млрд долларов долга. Этим обстоятельством, похоже, и озаботился больше всего «Нафтогаз», который заявил, что денег нет и платить «Газпрому» вроде как и нечем. Более того, украинского премьера Украины Николая Азарова «попросили» выйти из контракта с «Газпромом». Но сделать это в одностороннем порядке Киев не может.
Затем (после Миллера) в газовую атаку на Украину пошел российский премьер Дмитрий Медведев. Правда, начал он осторожно, заявив, что перевести-то Украину на предоплату можно, но лучше «дождаться реакции украинских партнеров и в зависимости от этого избрать соответствующую линию поведения». Если реакции не последует, то тогда уж действовать жестко, сказал премьер на совещании в Горках.
И тут события стали разворачиваться, как в голливудском боевике. То ли Азарову быстро передали слова Медведева, то ли он сам «проникся», но его реакция последовала практически сразу же. Журналистам в Киеве он заявил по поводу оплаты российского газа: «Проблемы есть, но они не являются критичными. Правительство держит эти вопросы на контроле».
Но и Медведев был не лыком шит – он тут же прочитал заявление Азарова на своем планшетнике и резюмировал: «Украине нужно предложить другой механизм расчетов, если это единственный выход, который остается, потому что, судя по тем высказываниям, которые звучат, наши коллеги действительно не видят проблем, а раз не видят проблем, значит, платить не собираются». И подытожил: «Значит, будем переводить на предоплату».
Что дальше?
Некоторые эксперты полагают, что в данном случае речь идет не только об акциях экономического давления, которые на фоне предполагаемого соглашения Украины и Евросоюза выглядят не очень красиво, если так можно выразиться, так как подобное давление России лишь укрепляет положение Украины — как страны, подвергающейся прессингу из-за ее стремления подписать соглашение.
Но нельзя и исключать вероятность усиления давления, ведь если Россия проявит слабость в данном вопросе, то даст Украине повод думать, что можно «посидеть на двух стульях». Поэтому, скорее всего, Москве придется жестко отстаивать свои интересы.
Отвечая на вопрос, существует ли возможность новой газовой войны между Россией и Украиной, зампред правления «Газпрома» Александр Медведев сказал: «Мы газ никогда не отключали. Все два предшествующих кризиса были вызваны Украиной. Несмотря на все обещания урегулировать платежный вопрос, мы этого решения пока не видим». Все – точка! Или всего лишь запятая в новом витке бесконечных споров и обид, конца и края которым не видно?
|