Взаимоотношения партнеров в области добычи и поставок природного газа немного похожи на брак. Они как правило долгие, дорогостоящие и их всегда очень трудно закончить. Лучшим примером это являются отношения между «Газпромом» и Туркменией, говорится в аналитической статье информресурса .
Независимость Туркменистана дала президенту Сапармураду Ниязову исключительный контроль над шестыми по величине запасами природного газа в мире. Однако она не дала ему независимости от российской газопроводной системы.
В течение всех 1990-х и большую часть 2000-х годов Туркмения продавала основную часть добытого газа России, а оставшееся поставляла в Иран. Ввиду отсутствия другой экспортной инфраструктуры, обширная сеть трубопроводов России была единственным экспортным выходом для Туркмении.
«Газпром» долгие годы был единственным доступным Ниязову посредником, который, правда, покупал туркменский газ по низким ценам, а продавал по высоким. Однако экспорт в Украину изменил ситуацию, поскольку контракты теперь заключались непосредственно с Киевом.
«Газпром» же освободился от обременительного статуса единственного партнера Туркмении и смог максимизировать прибыль от своего собственного газа, продав его по высоким ценам на западноевропейские рынки.
Украинская схема успешно функционировала, по крайней мере, до 2009 года, когда глобальный экономический кризис снизил потребление газа, в результате чего дополнительный туркменский газ оказался просто не нужен. Поставки были прекращены на многие месяцы.
Наконец, в 2010 году государственная компания «Туркменгаз» и «Газпром» подписали долгосрочное соглашение на поставку 10 млрд кубометров газа в год (то есть в четыре раза меньше, чем до 2009 года) по цене в 240 долларов за тысячу кубометров.
И вот в прошлом году «Газпром» решил, что туркменский газ ему больше не требуется. В начале 2015 года компания заявила о намерении купить всего 4 млрд кубометров. Причиной отказа от поставок стало снижение цен на «голубое топливо», что сделало покупку туркменского газа, транзит и продажу за границей просто нерентабельными. Особенно с учетом снижения потребления газа в Евросоюзе.
В результате этот долгий «брак» пришел к «разводу». «Газпром» подал иск к «Туркменгазу» в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотреть цену на поставки. А Туркменистан начал мстить, обозвав «Газпром» неплатежеспособным.
Не правда ли, очень напоминает классический бракоразводный процесс?
|