“Роснефть” перераспределяет поставки нефтепродуктов Самарской группы своих НПЗ с северного направления на юг России и собирается за три года перевезти по Волго-Донскому каналу 15 млн тонн. За это нефтекомпания готова заплатить судоходным компаниям 25,7 млрд руб., но перевозчики пока с осторожностью изучают условия предлагаемого контракта. Для “Роснефти” речной путь будет на 10% дешевле железной дороги, но загруженность канала может создать проблемы другим грузоотправителям, пишет “Коммерсантъ”.
“Роснефть” сделала повторный запрос цен на тендере на транспортировку 15 млн тонн нефтепродуктов Самарской группы своих НПЗ, говорится в сообщении госкомпании. Начальная стоимость транспортировки составит 25,7 млрд руб. В качестве портов загрузки названы Самара, Саратов, Сызрань, Кашпир, а мест выгрузки — танкеры-накопители в районе портов Кавказ (Керченский пролив) и Керчь. По словам источника на рынке, речь идет о контракте на транспортировку 5 млн тонн нефтепродуктов в год в течение трех лет.
Самарская группа НПЗ “Роснефти” — это Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ, совокупная мощность которых составляет 16,5 млн тонн нефтепродуктов в год.
В декабре “Роснефть” уже пыталась найти перевозчика, который бы транспортировал 17 млн тонн нефтепродуктов за тот же срок по тому же направлению, но заключила контракты только на 10% этого объема с петербургским “Контуром” (входит в Балтийскую топливную компанию) и самарским “Волготрансом”. Традиционно по реке поставлялся мазут Самарской группы НПЗ “Роснефти”. В 2013 году Gunvor, выигравший годовой тендер на транспортировку 6 млн тонн мазута, решил направлять эти объемы по железной дороге, объяснив это высокими ставками фрахта. Но сейчас стоимость речных перевозок по Волго-Донскому каналу на 10% ниже, чем по железной дороге, говорит источник на рынке. Отметим, что в 2011 году сама “Роснефть” оценивала возможные потери в случае отказа от речных поставок в 2,5 млрд руб. в год. Источник, близкий к “Роснефти”, связывает перевод части объемов нефтепродуктов Самарской группы НПЗ на речной транспорт с желанием компании оптимизировать затраты на логистику.
По данным агентства Infranews, основными перевозчиками по Волго-Донскому каналу являются входящие в VBTH (судоходный дивизион UCLH Владимира Лисина) Волжское пароходство (в 2012 году перевезло 6,7 млн тонн груза) и “ВФ-Танкер” (3 млн тонн), самарский PrimeShipping (около 2 млн тонн) и турецкая Palmali (порядка 1 млн тонн). Также перевозками в этом направлении занимается ООО “Волготранс” (по “СПАРК-Интерфакс”, принадлежит Родиону Светличнову). В VBTH сообщили, что знают о предложении “Роснефти” и сейчас изучают тендерную документацию. В PrimeShipping и “Волготрансе” на запрос не ответили. В Palmali заявили, что озадачены условиями: “Роснефть” не гарантирует заключения контракта и в любой момент может отказаться от закупки.
Руководитель московского офиса Palmali Александр Шадрин пояснил, что раньше “Роснефть” вывозила нефтепродукты с Самарского НПЗ через Санкт-Петербург, но в 2013 году направила большую часть груза через Волго-Донской канал. Но, по его словам, канал работает на пределе: при пропускной способности до 11 млн тонн в год в 2013 году по каналу перевезли свыше 12 млн тонн. “Если туда придет еще и “Роснефть”, движение может остановиться”,— уверен господин Шадрин. Он напомнил, что в конце 2013 года, когда “Роснефть” начала перевозки по каналу, образовалась пробка и суда простаивали по два-три дня.
Вопрос об увеличении мощностей канала обсуждается с 2007 года, когда Владимир Путин предложил проработать вопрос о строительстве второй ветки, чтобы увеличить его пропускную способность до 30-35 млн тонн в год. Проект “Волга-Дон-2″ включен в транспортную стратегию РФ до 2030 года, необходимый объем инвестиций — 11,5 млрд руб. Но, по словам собеседника на рынке, из-за “Роснефти” проблемы могут возникнуть у тех, кто перевозит низкорентабельные грузы по небольшим контрактам. Сама “Роснефть” получит приоритет на поставки по каналу, считает Надежда Малышева, так как перевозить нефтепродукты будет флот самого высокого качества, и при подаче заблаговременной заявки у госкомпании будет приоритет.
|